Советы / Посредник ушел из дома
В России упростилась процедура перехода оплаты услуг непосредственно их поставщикам, то есть минуя посредника — управляющую компанию.Это стало возможным после вступления в силу с 31 июля изменений сразу в три документа — в правила предоставления коммунальных услуг, правила заключения договоров ресурсоснабжения и в требования к организации расчетов за коммунальные ресурсы.Напомним, что возможность перехода на прямые договоры потребителям коммунальных услуг в многоквартирных домах была предоставлена еще в апреле прошлого года, после внесения изменений в Жилищный кодекс.Однако, как отмечают в Национальном центре общественного контроля в сфере ЖКХ, собственники жилья за прошедший год так и не решились массово перейти на самостоятельные взаимоотношения с ресурсниками.
Теперь процесс должен пойти легче, так как новые изменения в законодательство предлагают среди прочего типовые условия договора поставки коммунальных ресурсов. И это, безусловно, шаг вперед. Людям предложен образец, заполнив который, они могут получать коммунальный ресурс и платить за него прямо поставщику, без боязни, что промежуточное звено (управляющая организация) вдруг обанкротится и исчезнет вместе с деньгами, предназначенными на оплату отопления, воды, электроэнергии или газа.
В регионах, которые уже перешли на прямые расчеты с поставщиками ресурсов, платежи довольно часто вырастают
Как пояснила «Российской газете» исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Светлана Разворотнева, предусмотрено два варианта перехода на прямые договоры — решение общего собрания собственников жилья и решение ресурсоснабжающей организации. Последняя сама может инициировать переход и разослать владельцам недвижимости договоры, которые необходимо заполнить. Договор считается заключенным с момента выставления первой платежки.
Однако, по словам Разворотневой, ряд пунктов типового договора вызывает вопросы. Например, в нем не предусматриваются характеристики качества услуги — температуры подаваемой в дом воды или давления газа. Потребителю, подписавшему столь общий договор, потом сложно будет предъявить претензии по качеству, так как оно не оговорено. Не прописана также процедура разрешения споров и выплаты штрафов в случае оказания некачественных услуг. Из договора следует, что управляющие компании принимают жалобы от потребителей, оформляют претензии к ресурсоснабжающей организации и затем они вместе проверяют обоснованность жалобы. А что происходит дальше — вопрос открытый. Споры и ожидание выплат непонятно от кого могут затянуться на годы. И потребитель тут совершенно беспомощен.
«В тех регионах, которые уже перешли на прямые расчеты, довольно часто платежи за потребленные ресурсы вырастают. Потому что ресурсник заинтересован в том, чтобы получить с потребителя по максимуму. Подозреваю, что компании приписывают порой больше потребленного по факту. И если в управляющей компании есть, как правило, свои юристы, которые могли бы с подобными случаями разбираться квалифицированно, то собственникам, оплачивающим напрямую, будет сложнее доказывать, что им выставили завышенную сумму», — отмечает эксперт.
Но в общем практика показывает, что для потребителя нет особой разницы — платить ли напрямую поставщикам или через посредников в виде управляющих компаний, говорит Разворотнева. Если есть опасения относительно недобросовестности УК, то, конечно же, лучше принять решение на общем собрании и перейти на прямые договоры.
Между тем Госдума осенью планирует рассмотреть поправки в Жилищный кодекс, по которым все счета за услуги ЖКХ будут печатать в едином документе. Составлять и рассылать платежки, по идее авторов проекта, будут единые расчетные центры. Таким образом их деятельность поддержат на федеральном уровне.
С одной стороны, единый платежный документ — дело удобное. Не нужно разбираться в куче бумажек, а потом еще и хранить их годами, чтобы при любом сбое в системе не вылез долг за уже оплаченное. А такое случается.
По словам одного из авторов законопроекта, зампреда Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павла Качкаева, при 7-10 платежках, которые порой получают потребители, нередки ошибки и двойные начисления. Именно с неверными начислениями были связаны около 60 процентов обращений в Госжилинспекцию РФ в прошлом году. Кроме того, оформление и доставка каждой из платежек стоит денег, и платит, естественно, получатель. За одну бумажку сумма не так велика, может достигать 10-15 рублей, но за десять бумаг уже вполне ощутима. По замыслу авторов законопроекта, эти расходы должны сократиться.
Один платежный документ может получить название «объединенный».
Другие статьи раздела "Советы"
- 20.04.2017 Британский учитель удивил коллекций ЗАЗов, ВАЗов и «Москвичей»
- 04.07.2017 С начала 2017 года в Московской области установлено и модернизировано свыше 7 тысяч уличных светильников
- 13.09.2016 Энергоблоку Запорожской АЭС увеличили сроки эксплуатации
- 13.03.2019 JLL стала глобальным партнёром MIPIM PropTech 2019
- 21.09.2017 Слишком большой: владельца шестиколесного «Гелика» вынудили покинуть Монако (видео)
- 17.02.2017 Обустройство двора
- 15.04.2019 Почти 60 процентов инвесторов отдают предпочтение недвижимости комфорт-класса
- 22.09.2017 Работа с МВФ важнее для Украины, чем евробонды — Fitch
- 03.05.2017 ФОТОФАКТ. На авторынок Украины вышел уникальный спорткар
- 21.07.2016 Украинский бизнес настроился на позитив
- 10.07.2019 Glorax Development в ТОП-3 застройщиков Петербурга по объему ввода жилья
- 25.03.2019 ЖК «Loft FM». Краткий обзор
- 27.11.2017 Средняя цена реализации новостроек находится ниже отметки в 200 тысяч рублей за квадратный метр
- 28.04.2017 Средняя стоимость квадратного метра на первичном рынке московского региона при этом увеличится на 5-7 процентов — Эксперт
- 14.07.2016 Более 200 тыс. кв.м недвижимости построят в составе ТПУ на «ЗИЛе»
- 05.07.2017 Транспортная ситуация в Москве улучшится через месяц-полтора