Воронеж. ЖКХ. Последний рубеж обороны
В последние два-три года Воронеж буквально наводнили слухи и разговоры о судьбе предприятий коммунального хозяйства. Слухи и разговоры, в конечном счете, почти всегда сводятся к одному: в ближайшее время все МУПы подойдут к своему краху.
В подтверждение этого наблюдатели из числа коммунальных пессимистов приводят в пример судьбу МУП «УКХиБ Левобережного района», которое во всех смыслах буквально «дошло до ручки» и докатилось до постыдной распродажи мемориальной техники времен Великой Отечественной войны.
Не лучшая доля ожидала, например, и МУП «Воронежгорэлектротранс», угробленный и разворованный, а затем обанкроченный и расчлененный – вопреки здравому смыслу и экономической целесообразности.
Лежащие на боку или стоящие на коленях МУПы вроде бы как раз и подтверждают – воронежское ЖКХ действительно на грани краха. Причем, краха безвозвратного и окончательного.
Тем более, что все чаще в прессе появляются сообщения: вот еще один МУП подошел к роковой черте, а вот еще один. И еще, и еще, и еще. За чертой экономической состоятельности оказывались все больше предприятий городского ЖКХ.
А осенью 2004 года случилось событие вообще из ряда вон выходящее – силовой захват муниципального предприятия «Водоканал Воронежа». И тут большинство обычных воронежцев узнали, что в городе существуют два «Водоканала». Первый, брошенный тогдашним мэром Ковалевым на произвол судьбы из-за несметных долгов. И второй (собственно, он и есть «Водоканал Воронежа»), который всего за два года с момента создания тоже успел нацеплять «кредиторки», как дворовый пес – репьёв.
Чтобы уберечь МУП от захватчиков, вмешались многие авторитетные лица и силы. Достаточно привести в пример усилия депутата Воронежской городской Думы Галины Кудрявцевой. Она не только первой стала бить в колокола по поводу агрессивного вхождения на предприятие, но и фактически «засветила» тайные планы захватчиков. Тогда на сторону «Водоканала» встали все, кому не безразлична судьба почти трехтысячного коллектива предприятия. И захватчики вынуждены были покинуть МУП...
На момент захвата МУПа назначенный судом в качестве внешнего управляющего «Водоканалом Воронежа» Алексей Карякин с группой своих менеджеров уже приступил к мероприятиям по организационно-финансовому оздоровлению предприятия. И говоря откровенно, именно попытка захвата «Водоканала» вынудила Карякина ускорить свои действия в рамках плана внешнего управления.
И уже через несколько месяцев стали заметны первые успехи.
Так, например, на «Водоканале» в ту пору наладилась ситуация со своевременной выплатой заработной платы, да и сама зарплата сотрудников МУПа стала выше прежней. Также стабилизировались расчеты с энергетиками. Кстати, в целом за период арбитражного управления платежи «Водоканала Воронежа» за электроэнергию составили более полумиллиарда рублей.
Разгадывая ребус с наличием двух водоканалов, многие волей-неволей стали внимательнее присматриваться к тому, что же на самом деле творится в МУПах Воронежа. Тем более, что тот самый молодецкий штурм «Водоканала» и последовавшее затем не менее молодецкое отступление фирмы-захватчика вызвали множество журналистских публикаций.
И из этих публикаций постепенно стало понятно: не всё так плохо на «Водоканале». Костяк коллектива предприятия сохранен, налажена кадровая работа, МУП функционирует без технических сбоев. Систематизировались и налоговые выплаты предприятия: они за время арбитражного управления перевалили за 470 миллионов рублей.
До окончательного оздоровления МУПа, конечно, далеко. Уж больно тяжелым грузом на плечах предприятия висят долги прежних лет. Но и в отношениях с дебиторами и кредиторами «Водоканал» стал более корректен. «Коммуна» уже приводила эти факты в своих прежних публикациях, но, думается, в данном случае не грех повториться. Так, до внешнего управления рост дебиторской задолженности предприятия составлял в среднем до 40 миллионов рублей в месяц. В период же внешнего управления этот рост был решительно приостановлен. И теперь «дебиторка» растет в 40 раз медленнее. Или это не результат?
Аналогичная ситуация и в отношениях с кредиторами. Только кредиторская задолженность усилиями команды Карякина уменьшилась на 50 миллионов рублей. Кроме того, на предприятии в постоянном режиме аккумулируются средства для расчетов с кредиторами.
Такие цифры убедительно доказывают профессиональную пригодность Карякина, его менеджеров и саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Стратегии», в которую все они входят. Более того, «Стратегия» вновь сделала «Водоканал Воронежа» привлекательным предприятием.
И вероятно, именно поэтому к возрождающемуся МУПу опять потянулись руки страждущих легкой наживы. Только теперь инструментом ползучего захвата избрано собрание кредиторов, на котором планируется, похоже, организационный переворот с последующим отстранением от управления предприятием действующей ныне антикризисной команды.
Термин «переворот», кстати говоря, использован трудовым коллективом «Водоканала Воронежа» в обращении к уже упомянутому депутату гордумы Кудрявцевой. Недружественных предприятию дельцов трудовой коллектив в своем обращении именует «финансовыми путчистами». При этом авторы обращения утверждают, что, используя возможные разногласия между кредиторами, «путчисты» расчищают дорогу для недружественного присоединения муниципального «Водоканала» к своему частному, а по сути – семейному, бизнесу.
В связи с этим коллектив МУПа призывает депутатов вмешаться в ситуацию и приложить все силы к сохранению «Водоканала» для города и горожан.
Реакция Галины Кудрявцевой на обращение известна: она включилась в переговорный процесс как с кредиторами, так и дебиторами «Водоканала». Что же до большинства остальных депутатов, то их позиция порой вызывает недоумение: уж больно пассивно они себя ведут в деле защиты муниципальной собственности.
Но есть и такие депутаты, чья излишняя активность вызывает не меньше вопросов. Например, Аркадия Ларина, чьё имя связывают и с продажей легендарного кинотеатра «Юность», и с казино «Джунгли», а в последнее время еще и с «Горэлектросетью». Этот народный избранник, а по совместительству руководитель МУП «Горэлектросеть», похоже, решил провести сеанс одновременной игры сразу в двух муниципальных предприятиях: и в «Воронежгорэлектросети», и в «Водоканале». Идеология этой комбинации проста. Во-первых, избавиться от собственных долгов «Горэлектросети», повесить эти долги на бюджет и затем приватизировать это предприятие. (Во всяком случае, именно так в публикации одной из газет утверждает начальник областного управления жилищно-коммунальной хозяйства Леонид Воробей). А во-вторых, налицо попытка межМУПовскими долгами повыкручивать руки другим муниципальным предприятиям.
Таким образом, кое-кто не только получает возможность неплохо заработать, но и быстро приобретает определенный вес в профессиональной жилищно-коммунальной тусовке Воронежа.
В книге «Узник тишины» приведена переписка автора этого издания, журналиста Панюшкина с «зэком» Михаилом Ходорковским. В этой переписке бывший олигарх советует все экономические споры и конфликты рассматривать по определенному алгоритму вопросов: «Кто? Что? Когда? Где? Почему? Каким образом? Зачем? Кому выгодно? Кому не выгодно? Что теперь будет?»
Применительно к ситуации на «Водоканале» ответы на эти вопросы звучат, по-моему, следующим образом.
Вопрос: «Кто планирует прибрать к рукам МУП «Водоканал Воронежа»? Ответ: компания «Июль». Что она делает? Инициирует отстранение от «Водоканала» команды Алексея Карякина. Когда это происходит? Последние полтора года. Где это происходит? К сожалению, в Воронеже. Почему? Потому что ЖКХ города находится в плачевном финансовом положении.
Каким образом планируется осуществить переворот? Ответ: путем использования разногласий кредиторов «Водоканала». Кому это выгодно? Ответ: потенциальным «прихватизаторам» городской экономики. Кому это невыгодно? Ответ: прежде всего простым горожанам.
И, наконец, вопрос: что будет, если «Июлю» удастся совершить переворот на «Водоканале»? Ответ ясен сам собой: будет коммунальный крах.
Источник www.kommuna.ru |
|
все новости... |