облегченная версия
Ссылки

ТПП

  • Белгород
  • Воронеж
  • Курск
  • Липецк
  • Орел
  • Тамбов


реклама на сайте

ГОСТы : Безопасность (Безопасность в чрезвычайных ситуациях)
Версия для печати

Список разделов / ГОСТы / Безопасность (Безопасность в чрезвычайных ситуациях) / ГОСТ Р 22.1.01-95

обновлено: 09.02.2006    автор: admin

ГОСТ Р 22.1.01-95

Государственный стандарт Российской Федерации

Безопасность

в чрезвычайных ситуациях

Мониторинг и прогнозирование

Основные положения

Предисловие

1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 2 ноября 1995 г. № 560

3. Введен впервые

Содержание

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Определения и сокращения

4. Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС

5. Требования к нормативному обеспечению

6. Требования к метрологическому обеспечению

ГОСТ Р 22.1.01-95

Государственный стандарт Российской Федерации

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Мониторинг и прогнозирование

Основные положения

Safety in emergencies.

Monitoring and forecasting.

Basic principles

Дата введения 1997–01–01

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные положения по составу системы мониторинга состояния окружающей среды (далее – мониторинг) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС), требования к нормативному и метрологическому обеспечению этой системы.

Положения стандарта подлежат применению органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от ЧС.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий

ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий

ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения

ГОСТ 28906-91 Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель

3. Определения и сокращения

3. 1. В настоящем стандарте применяют следующие термины и определения:

3.1.1. мониторинг окружающей среды – по ГОСТ Р 22.1.02.

3.1.2. прогнозирование чрезвычайных ситуаций; прогнозирование ЧС – по ГОСТ Р 22.1.02.

3.1.3. метрологическое обеспечение: Установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.

4. Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС

4.1. Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов:

– организационной структуры;

– общей модели системы, включая объекты мониторинга;

– комплекса технических средств;

– моделей ситуации (моделей развития ситуаций);

– методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;

– информационной системы.

4.1.1. Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС:

– природных чрезвычайных ситуаций, источником которых являются природные процессы и явления, установленные ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ Р 22.0.06;

– биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.04;

– техногенных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.05;

– чрезвычайных ситуаций в результате применения современных средств поражения: ядерного, бактериологического, химического оружия и других специальных средств поражения.

4.1.2. Организационная структура в общем случае включает в себя:

– орган управления системы мониторинга соответствующего уровня (по 4.2);

– службу наблюдения и контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля);

– службу сбора и обработки информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду и человека;

– службу технического обеспечения деятельности системы.

4.1.3. Комплекс технических средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля:

– обеспечивать осуществление измерения требуемых параметров;

– обладать необходимой для оценки состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативностью, уровнем автоматизации ( в соответствии с моделью ЧС).

4.1.4. Модели ЧС (модели развития ситуаций) должны содержать:

– общее описание ситуаций в зависимости от процесса его проявления;

– комплекс характеристик, входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития;

– критерии принятия решений.

Примечание – При наличии взаимосвязанных источников ЧС модель должна содержать также перечень источников ЧС и механизм их взаимодействия.

4.1.5. Методы наблюдения и контроля должны содержать:

– описание наблюдаемых процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров;

– значения наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических;

– режим наблюдений- непрерывный или периодический;

– точность измерений наблюдаемых параметров;

– правила (алгоритм) обработки результатов наблюдений и форму их представления.

4.1.6. Методы прогнозирования ЧС включают:

– описание прогнозируемых процессов, явлений;

– перечень исходных данных для прогнозирования;

– правила оценки репрезентативности исходных данных;

– алгоритм прогноза (включая оценку достоверности результатов) и требования к программному и техническому обеспечению;

– перечень выходных данных.

4.1.7. Информационная система мониторинга представляет собой распределенную автоматизированную систему оперативного обмена информацией и содержит сеть центров коммутации и абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку информации.

Система должна строиться в соответствии с базовой эталонной моделью взаимодействия открытых систем по ГОСТ 28906 и иметь унифицированный интерфейс для связи с различными прикладными задачами.

Система должна обеспечивать безопасность и конфиденциальность информации, а также свободный доступ абонентам.

Информационная система мониторинга должна иметь организационное, программное, техническое, математическое, методическое, лингвистическое, метрологическое и правовое обеспечение.

4.2. В зависимости от масштаба ЧС, установленного в ГОСТ Р 22.0.02, различают пять уровней (ступеней) мониторинга:

– глобальный;

– национальный;

– региональный;

– местный;

– локальный.

Каждый нижеследующий уровень мониторинга входит составной частью в вышеперечисленный уровень.

5. Требования к нормативному обеспечению

5.1. Нормативное обеспечение мониторинга окружающей среды и прогнозирования ЧС включает:

– законодательные акты;

– нормативные документы по стандартизации: государственные и межгосударственные стандарты;

– нормативные документы, положения и правила, утверждаемые уполномоченным органом государственного управления.

5.2. Объектами нормативного обеспечения являются элементы системы мониторинга и прогнозирования ЧС, установленные в разделе 3.

5.3. В состав комплекса нормативных документов мониторинга включают документы, действие которых распространяется на аналогичные объекты в других областях деятельности, а также специально разрабатываемые документы. Специальные документы разрабатывают при отсутствии нормативных документов на аналогичные объекты или при необходимости установить специфические требования.

6. Требования к метрологическому обеспечению

6.1. Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС осуществляется в целях получения результатов измерений и контроля, использование которых исключает или сводит к допустимому уровню риск принять неправильное решение или получить неверный управляющий сигнал в системах управления.

6.2. Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС должно быть основано на положениях Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", законодательных актах, стандартах и других нормативных документах Государственной системы обеспечения единства измерений.

6.3. Номенклатура измеряемых величин должна обеспечить оценку и анализ параметров, полно и адекватно отражающих развитие процессов и явлений, их прогноз, и устанавливать на основе создания моделей ситуации (моделей развития ситуации).

6.4. Требования к точности изменений устанавливают, исходя из необходимости исключения или снижения до допустимого уровня риска принять неправильное решение о развитии ситуации и на основе значений параметров, принятых в качестве нормальных (фоновых), допустимых и критических.

 

Ключевые слова: безопасность, чрезвычайная ситуация, мониторинг, прогнозирование, система мониторинга и прогнозирования, уровни мониторинга, основные элементы системы мониторинга, модель системы мониторинга, модели ситуаций, методы наблюдения и контроля, методы прогнозирования, информационная система мониторинга, нормативное обеспечение мониторинга и прогнозирования, метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций

 

>
назад



реклама на сайте

Новости отрасли

25.05.2006 10:53

Правительство РФ в среду рассмотрит меры поддержки предпринимательства
Правительство РФ в среду рассмотрит меры поддержки предпринимательства
Меры государственной поддержки малого предпринимательства рассмотрит в среду на своем заседании правительство России. С докладом по данному вопросу выступит министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф.

25.05.2006 10:44

Голландская Noble построит во Владимирской области индустриальный парк за $500 млн
Голландская Noble построит во Владимирской области индустриальный парк за $500 млн
Компания Rockwool International A/S (Дания) в среду ввела в эксплуатацию в Выборгском районе Ленинградской области завод по производству изолирующего материала стоимостью 67 млн. евро.

25.05.2006 10:12

Муниципальное долговое агентство может быть создано в России
Муниципальное долговое агентство может быть создано в России
Международная ассамблея столиц и крупных городов (МАГ) в ближайшее время представит в правительство РФ рабочие документы по вопросу организации муниципального долгового агентства, говорится в пресс-релизе комитета госзаимствований Москвы (Москомзайма).

Новости компаний

22.05.2006 16:38

Впервые в России разработан уникальный станок для резки пластиковых труб и оболочек
Впервые в России разработан уникальный станок для резки пластиковых труб и оболочек
Воронежской фирмой "Авангард" впервые в России разработан уникальный станок для резки пластиковых труб и оболочек диаметром до 1700 мм, который по своим параметрам не только не уступает, но и превосходит зарубежные аналоги.

19.05.2006 15:38

ООО «СКиФ» облицует воронежские здания плитами «Минерит»
ООО «СКиФ» облицует воронежские здания плитами «Минерит»
На данный момент ООО «СКиФ» заключает договор о сотрудничестве с финской компанией «Минерит».

05.05.2006 14:18

Расширение сферы деятельности ООО "Экопорт"
Расширение сферы деятельности ООО "Экопорт"
По пожеланиям покупателей фирма "Экопорт" расширяет свой ассортимент товара. В частности производится доставка и монтаж водонагревателей Termex, сантехнического оборудования различных фирм производителей.


Корзина:

Корзина пуста

Подписка:

Имя*

E-mail*

Компания


* - обязательно для заполнения

Новые прайс-листы

1 Егорьевский завод РТИ, ЗАО
Товаров: 17
Обновлено: 23.05.2006
2 Новомосковский трубный завод ООО
Товаров: 59
Обновлено: 03.05.2006
3 KAMROCK® / КАМРОК®, группа компаний
Товаров: 27
Обновлено: 24.04.2006

Новые компании

1 Белпанель, компания
Белгород
обновлено: 22.05.2006
2 БауМат-Воронеж (ИП Алферова О. Л.)
Воронеж
обновлено: 22.05.2006
3 Банное царство, салон, ИП Субботин
Воронеж
обновлено: 22.05.2006


реклама на сайте


© 2023 :: Копирование и Использование материалов сайта без прямой ссылки - запрещено.